Общая схема диагностического процесса в работе с
семьейСтраница 1
Организуя диагностический процесс, психолог исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации.
В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов.
второе (практическое) - заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причину и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминации жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:
1. Психологическая неграмотность родителей - информирование, разъяснение, консультирование психолога.
2. Искаженные родительские отношения - психокоррекционная работа психолога.
3. Психопатология родителей - направление на лечение к психиатру.
4. Дисгармония психического развития ребенка - психокоррекционная работа психолога.
5. Нарушение личностного развития ребенка - II этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.
6. Задержанное психическое развитие ребенка - консультации психолога, направление к дефектологу.
7. Психическое недоразвитие ребенка - направление к дефектологу.
8. Повреждение психического развития - направление к психиатру.
9. Искаженное психическое развитие - направление к психиатру.
Психолог делает свое первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субьектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей:
1) нарушение психического и соматического здоровья;
2) ролевое поведение;
3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;
4) индивидуальные психологические особенности;
5) психологическая ситуация;
6) объективные обстоятельства.
Задача психолога - в какой-то мере ориентироваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.
1. Подозрения на душевные заболевания:
а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;
б) неучет реакции консультанта;
в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;
д) нереалистичность запроса.
2. Синдром поиска социальных союзников:
много жалоб, субъективный локус которых - "третьи лица»;
проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;
Признаки кризисного периода семи лет
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса семи лет:
1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) ...
Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности
В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности.
А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как то ...
Общение как восприятие.
в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприя ...