Качественный анализ сказок.
Страница 1

Проблема смысла жизни, как присущая российской ментальности практически не встречается в сказках современной молодежи. По крайней мере, она не представлена в форме «перепутья дорог» в метафорическом смысле. Проблема смысла жизни находит свое отражение в сказке «об Этлании», как цель существования: «В этой жизни у нее есть определенная цель, о которой знает только она. И, к сожалению, об этом она никогда и никому не говорит». Складывается впечатление, что герои сказок знают о своем жизненном предназначении и этот вопрос остро не поставлен. Так, Лесик-Калесик знал, что главное его предназначение - «всех выслушивать и давать мудрые советы, а если приходилось кому-то заблудиться, то выручать и показывать заблудившемуся дорогу домой».

Важность верности преданиям и отеческим заветам проходит красной нитью в сказке о Чипушилке, который не слушался родителей и отказывался «есть манную кашу». В итоге на его долю выпали тяжелые испытания, преодолев которые, «маленький Чипушилка полюбил манную кашу и ел все-все, что готовила мама, и папа говорил, что это полезно». Скрытый смысл этих слов – необходимость прислушиваться к мнению старших, имеющих определенный жизненный опыт.

Сама сказка уже есть образная форма выражения народной мудрости и ментальности. Образы же, встречающихся на пути героев – стариков и старух олицетворяют мудрость, к которой сказка призывает прислушаться. Таким образом, любомудрие еще одна отличительная черта российской ментальности. Так, в сказке о Капике мы встречаемся с «отшельником, старым и дряхлым, но с ясным умом и добрым сердцем», который мудро взывает: «Неужели вы не видите, что несете с собой только горе и разрушение. Ведь если бы вы научились по-другому жить, и вам, и другим пришло бы облегчение». Его слова, как символ мудрости и жизненного опыта, заставили «поток разделиться, слезокапы задумались…» В сказке о Сигме олицетворением мудрости является «старый дуб». Герой увидел, что на его коре было что-то вырезано. «Сигма стал всматриваться, там было написано: «Главное в жизни вовремя спохватиться». Сигма сел и задумался, тут он понял, что во всем виноват он сам, и теперь нужно меняться, меняться как можно быстрее…» В сказке «Бентон – покоритель пещер» проповедуется другая мудрость – граничащая с хитростью. Там, главный герой обманным путем забирает жилье у Филина, тем самым провозглашается девиз: «Не надо быть наивным, филин! Мудрый Бентон». По-видимому, в современной России принцип доверия обратился противоположным: либо «не доверяй», либо «доверяй, но проверяй».

В тоже время в ряде сказок провозглашается открытость и всеотзывчивость, как черта российского менталитета. Лейтмотивом проходит тема помощи, взаимопомощи и поддержки. Так, Пузочесик вначале помогает стонущей медведице и лечит ее рану, а затем медведица спасает Пузочесика из лап злого Кукарямбы. Маленькому «Неизвестному» из сказки про Гузяку, сочувствующая муха помогает найти себя и дает мудрый совет: «Не печалься. Раз уж ты не знаешь, кто ты, и никто не знает, то придумай сам себе имя». И тем самым помогает Гузяке. В свою очередь все эти поступки в духе христианского учения, что является отражением стремления к православной религии, являющимся важной частью российского менталитета, т.к. именно православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми. Терпение и смирение еще две важные характеристики российского менталитета. Они хорошо прослеживаются в сказке о Жар-Крале.

Общинные, коллективные формы жизнедеятельности свойственны для русских народных сказок. В сказках же современной молодежи данный феномен встречается значительно реже. Лишь в сказке «Про Гузяку» рассказывается о многочисленных контактах и широком общении этого животного с другими зверями. В большинстве же случаев в современных сказках круг общения суживается и ограничивается взаимодействием в диаде В сказке о Кошарике: «он жил один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать». В другой сказке одинокая Малышка «однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж». У Клепы не было друзей, и он однажды встретил Пипу: «они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят». У Улыбке также была только одна подруга Катя. По-видимому, это обусловлено сменой после 1991г. коллективистских ценностей на индивидуалистские.

Страницы: 1 2 3


Коррекционные родительские группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: педагогическая и психологическая неграмотность род ...

Адлерианская модель
Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Рекомендации Адлера по воспитанию умственного здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко) Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гаранти ...

Судебно-психологическая классификация личности
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится к ...