Качественный анализ сказок.Страница 2
Такие характерные черты как нестяжание власти и богатства, по-видимому, стали стираться из российского менталитета, изменившись на противоположную. Это прослеживается в сказках, где речь идет об обладании властью или богатством. Так главной целью жизни Сигмы было занять место рядом с королем, «стать его правой рукой», а затем «править страной». То есть отнюдь не отрицается желание править и управлять миром. Хотя по сюжету сказки «Сигма был очень справедливым и добрым» правителем. Так пещера, как материальная ценность становится, предметом интереса для Бентона (сказка «Бентон – покоритель пещер»), ради нее он идет на хитрость и обман, оправдывая все желанием завладеть мудростью и несостоятельностью Филина и его жены постичь эту мудрость. Сказка про осла немногословна, но ее центральная идея также связана с обретением богатства, только итог ее плачевный: «Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья».
В русских народных сказках речь идет о получении нового опыта для решения новых проблем. В современных сказках говорится уже о целенаправленном саморазвитии и получении образования. По-видимому, это обусловлено советской идеологией, которая формировала у русских межнациональную терпимость и высокую престижность образования. В сказке о Жар-Крале повествуется о маленьком динозаврике, который очень хотел научиться летать. И на недоумение чайки: «Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле». Динозаврик промолвил: «Наверное, ты права, но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь». В итоге благодаря терпению и настойчивости он стал летать. В сказке о Покимоньке, который был «самым маленьким и самым толстым», утверждается необходимость образования. Так, Покимонька «начал читать книги, писать, считать». В итоге он «вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым».
Понятие счастья перестает быть метафоричным и «материализуется в конкретные образы». В одной сказке Марушка была носителем счастья, «кто ее увидел, то счастье получал». Но от этого Марушка слабела с каждым днем и ей приходилось прятаться от людей. «Но все-таки кому-то выпадает удача увидеть ее». В другой сказке повествуется о Счастьеносе – животном, приносящем счастье людям. Оно похищается марсианами, в результате на Земле царят ссоры и раздоры. Но земляне догадались о похищении и вернули свой талисман на Землю. В сказке о Склинфах, эти животные дарят людям радость: «они высыпали на Земной небосвод и заискрились, засверкали под Солнцем, а люди подняли глаза к небу и улыбнулись – некоторые маленькие люди (они называются дети) даже запрыгали от радости. Оказывается, Солнце преломило свои длинные лучи о сверкающих Склинфов, и на небе появилась Радуга». Наверное, в настоящий момент проблема счастья является наиболее актуальной для современной молодежи.
Результаты, полученные в нашей работе, можно представить в виде таблицы, где 1 – наличие данной ментальной характеристики, 0 – ее отсутствие, голубым цветом выделено редкая встречаемость данной черты.
хар-ки мент-сти |
смысл жизни |
верность отеч.завет |
любо- мудрие |
помощь |
коллективизм |
диадн. взаимод. |
нестяжан. власти и богат. |
получен. нов. опыт опыта |
престижн. образован |
рус.нар. сказки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
сказки совр.молод |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Понятие корпоративной культуры в психологии. Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, свою динамику и уровни существования.
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить м ...
Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичные круговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них сами ...
Сущность
В этом пункте, мне хотелось бы рассмотреть сущность противоположных друг другу субстанций. Но в виду того, что само в себе понятие подразумевает суть единство, т. е. под ним (понятием) подразумевают некую имманентную субстанцию или существование, которые на самой высокой и универсальной ступени называются «Богом». Эту имматериальную суб ...