Свойства восприятия времениСтраница 1
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.
Прежде чем рассматривать собственно восприятие времени, необходимо коротко обозначить основные свойства, присущие всем видам восприятия. К таковым относятся целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и избирательность. [8].
Целостность восприятия выражается в способности человека воспринимать объекты в их системности, а не как сумму составляющих. Это свойство проявляется и как объединение разных элементов в единый образ, и как независимость воспринимаемого целого от его частей. Формирование целостного образа всегда опирается на знания и прошлый опыт человека, соответственно, маленькие дети не способны соединить части незнакомого предмета в единство. Временная последовательность также воспринимается в единстве и неразрывности, будущее, на мгновение становясь настоящим, превращается в прошлое. Человек не замечает течения времени как смену определенных интервалов или единиц исчисления, учитывается только непрерывная последовательность событий.
Константность восприятия позволяет нам воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Относительно временного восприятия человек привычно делит свою жизнь на крупные (годы, месяцы, недели) и мелкие ( дни, часы, минуты) отрезки, всегда равные по продолжительности. При этом для каждого человека деление времени различно: школьники легче всего оценивают 45-минутные отрезки, студенты – 80-90 минут в зависимости от продолжительности учебной пары, взрослые ориентируются на 8-9 часовой рабочий день с обеденными перерывами.
Предметность восприятия характеризует адекватное опознание предметов действительности и соответствие им образов восприятия. Каждый такой предмет воспринимается как отдельное физическое тело. С данным свойством связана проблема выделения фигуры и фона, которая в привычной обстановке протекает на бессознательном уровне, а в непривычной ситуации способна вызвать некоторые затруднения. Если же человек настроен на восприятие из фона определенного объекта, подобная проблема не возникает, даже если объект может восприниматься двояко: как фигура на фоне или как фон для иной фигуры.
Структурность восприятия определяет нашу способность объединять воздействующие на нас стимулы в некую обобщенную структуру, которая облегчает затем опознание подобных, но в чем-то отличающихся предметов. Например, человек сразу воспринимает бегущее четвероногое нечто как живое существо, возможно млекопитающее, даже если никогда его не видел. Таким образом, и это свойство тесно связано со знаниями человека, позволяя ему безошибочно определять тем больше предметов, чем более богат его жизненный опыт. Во временном аспекте лучше всего это заметно в эволюционном плане: древние люди, не имевшие письменности и развитой речи, могли полагаться только на относительно небольшие интервалы времени. С развитием познавательных процессов, в первую очередь речи и памяти, человек учился оперировать большими отрезками времени. Непосредственно представить интервал в несколько лет довольно сложно, однако опираясь на память, возможно построение подобного образа.
Приложения
Приложение 1
Протокол №2Ф.И. – Фролов Б.Дата тестирования – 10 июня 2008 года.Класс – ученик 5-в класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, не участвует во внеклассных организациях, ударник. № п/п Определения Группа характеристик Модальность 1 Учительница к, феминная = 2 Ведет кружок д = 3 Не ставит оценок д = 4 Н ...
Из истории психодиагностики. Становление
психодиагностики
История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и ...
Воприятие и его роль в формировании деят-ти.
1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов 2)процесс формир-ия этого образа. Как образ воприятие есть непосредств отражение предмета в совокупности его св-в, в его объект целостности. В зав-ти от того, какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте во ...