Рекомендации по организации оптимальных условий развития мотивации достижений
младших школьниковСтраница 1
Учитывая результаты проведенного исследования, и проанализировав доступные источники по проблеме мотивации, можно предложить рекомендации для учителей по развитию мотивации достижений учащихся.
Немотивированный ученик станет мотивированным, если учитель начнет общаться с ним, воспринимая его в позитивном свете. Не случайно психологи называют этот метод методом самоисполняющихся предсказаний. Для этого можно использовать алгоритм, предложенный Сидоренко Е.В., который настраивает нас на восприятие другого человека в позитивном свете.
Алгоритм самоисполняющихся предсказаний
1. Вспомните того ученика, который Вам кажется недостаточно и неправильно мотивированным для учебы.
2. Оставьте за порогом сознания все, что Вы знаете об этом ученике.
3. Сосредоточьтесь на том, каким Вы хотите его видеть. Составьте себе желаемое для Вас представление об этом человеке. Какие он должен ставить перед собой цели? К чему он должен стремиться?
4. Добейтесь того, чтобы перед Вами возник его отчетливый идеальный образ.
5. Представьте себе, что он уже стал таким, каким Вам хотелось его видеть.
6. Теперь, обращаясь к этому человеку по какому-либо вопросу, обращайтесь к Вашему идеальному представлению о нем.
7. Ваше предсказание самоисполнится – он станет ближе к Вашему идеальному представлению о нем[29].
Конечно, нам неподвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт - все это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта школьника. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому мы должны научиться использовать факторы мотивации и постоянно варьировать их на уроке.
Итак, рассмотрим факторы, которые помогут развитию мотивации достижений в учебной деятельности.
I. Уровень озабоченности учащихся
Уровень озабоченности учащихся - это их стремление добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?
Есть одно психологическое правило, которое должно влиять на решения преподавателя. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.
Этот принцип далеко не нов. Вы пользуетесь им, порой сами того не замечая, интуитивно - повышаете или понижаете озабоченность учащихся в следующих типичных эпизодах.
А) Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке, и тем самым повышаете его беспокойство; или, наоборот, отходите от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его тревоги.
Б) Вы грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" или, наоборот, подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".
В) Вы проводите контрольную отметку или устраиваете тест и тут же даёте правильные ответы, чтобы учащиеся могли сами проверить свои знания.
Г) Вы объявляете: "Это трудный раздел; вам надо сосредоточиться и изрядно попотеть", или наоборот: "Да, это трудная тема, но мы будем работать над ней несколько дней, чтобы дать вам возможность основательно выучить её".
Д) Вы даёте "решающий" экзамен, который определит итоговую оценку, либо вы даёте множество мини- тестов, где одна оценка не скажется на итоговом результате.
Разница между расчётливым, умелым преподавателем и учителем, работающим по интуиции, состоит в том, что первый сознательно и целенаправленно повышает и снижает озабоченность класса или отдельных учеников, используя эти изменения для повышения эффективности занятий.
Процедура тестирования
Продолжительность выполнения теста составляла в среднем примерно 45 минут, от получаса до часа.
Экспериментатор прилагал усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы, избегая ситуаций, которые могли бы оказать влияние на актуализацию мотива достижения. При тестировании отслеживалось, чтобы в этот же день не проводились контрольные р ...
Динамика развития конфликта.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.
Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта. К ...
Выводы
1.
По интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие дру ...