Рекомендации по организации оптимальных условий развития мотивации достижений
младших школьниковСтраница 2
II. Оттенки чувств
От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех (приятное чувство).
Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям («Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности»).
Учителя должны стараться напомнить учащемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности, например:
"Я знаю, ты сердился на меня за те требования, что я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями";
"Хотя тебе с трудом давались эти правила, в конце концов, ты их хорошо усвоил".
Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие) не способствуют мотивации. Однако они бывают полезны для ликвидации непродуктивной и неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то время, вернуться к тому же материалу с более приятным настроением:
"Это наша первая попытка, потому не огорчайтесь, если вы не всё поняли. Вам надо будет несколько раз повторить этот материал, чтобы хорошо запомнить его".
Профессиональная задача учителя состоит в том, чтобы определить, какие чувства наиболее продуктивны для учеников – приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной. Знание этих трех видов чувств и умение мобилизовать каждое из них при необходимости - вот что отличает учителя, активно стремящегося создать мотивацию своих учеников, от учителя, который лишь реагирует на её отсутствие.
III. Успех
Третий фактор, способствующий росту мотивации достижений учащихся, - это ощущение успеха. Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения целей.
Если задание простое и не требует серьёзных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учёбу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старания и не будучи уверенными в благополучном результате, то мы рады успеху и стремимся к новым свершениям.
Чем чаще ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжают свои попытки. И наоборот, чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку прогноз неутешителен – «у меня опять не получится». И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики «немотивированны».
Отсюда следует, что нужно понизить «учебную планку» для менее успевающих учеников. Это не значит, что им позволено «обходиться минимальным»; необходимо создать им условия для преодоления учебной планки, чтобы они могли готовиться к завоеванию новых высот. На практике это значит, что все учащиеся должны испытывать чувство преодоления, радоваться успеху.
Резюмируя, подчеркнем еще раз важность развития мотивации коллективных достижений. Именно она позволяет приобрести детям через учебный труд те навыки сотрудничества, которые могут стать для них необходимыми в дальнейшей жизни. Стремление детей к коллективным достижениям важно для гармоничного воспитания личности. Развитие человека с мотивацией, направленной исключительно на дело или на себя, не может сделать его счастливым и успешным в жизни, большую часть которой он проводит в общении и в совместной деятельности с другими людьми. К тому же индивидуальные достижения не являются в России главной разделяемой ценностью. Чертой национального характера служит проявление таких качеств, как коллективизм и помощь ближнему. Мотив коллективных достижений - черта типично российского менталитета.
Организация и методики эмпирического исследования. Объект
исследования и организация эксперимента
В обследовании принимали участие учащиеся 10А и 10В классов физико-математических школ города Уфы, в возрасте 15-17 лет численностью 46 человек (девушки - 12, юноши - 34). Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить резу ...
Индивидуальные особенности участников спора
Поведение полемистов во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характер. Вот, например, как ведут себя знакомые нам всем литературные герои
Чичиков " .если и спорил, то как-то чрезвычайно искуси. Так, что все видели, что он спорил, а между тем прият о спорил "; "Чтобы еще б ...
Имидж делового человека
Искусство нравиться есть великая тайна,
которая, даруемая ли природою или
похищаемая упорным усилием, в обоих
случаях достойна уважения и зависти; в
последней дани ей немногие и отказывают.
П.А. Вяземский
Имидж - это искусство управлять
впечатлением.
Э. Гофман
Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Име ...