Характеристика объекта исследованияСтраница 4
Учитель:
– Какие замечательные, теплые лучи каждый из вас посылает людям! Какой богатый у нас класс! Как нам повезло, что мы собрались все вместе! Спасибо вам за вашу работу дома.
2. Разминка
Кто-то из детей выходит к доске. Ему завязывают глаза, затем молча подводят к нему другого одноклассника. Первый должен угадать, кто перед ним, не разговаривая с ним. Можно повторить эту ситуацию несколько раз
Учитель:
– Молодец! Внимательный человек! Я рада, что вы уже так хорошо знаете и чувствуете друг друга. Или: Ничего страшного, что не угадал, мы еще так недавно вместе, конечно, мы пока не так хорошо знаем друг друга.
3. Знакомимся с нашими органами чувств
Учитель:
– Как ребята сейчас угадывали друг друга? Что им помогло?
Дети:
– Наощупь. С помощью рук. Кожи (!).
Учитель:
– Что еще можно почувствовать с помощью кожи, кожей?
Дети:
– Гладкая поверхность или шершавая, холодно или жарко, большая или маленькая вещь, круглый предмет или угловатый .
Учитель:
– Такая способность - чувствовать, воспринимать предметы, окружающий мир кожей - называется осязание.
Орган осязания - кожа. Кожа - один из органов чувств человека. Она состоит из нескольких слоев клеток и имеет специальные рецепторы, позволюящие нам чувствовать холод и жар, также давление. Она пронизана нервами, поэтому мы также чувствуем боль (показывает наглядный материал – плакаты, муляжи). У нас есть и другие органы чувств, с помощью которых мы познаем мир. Назовите их.
Дети:
– Глаза, уши .
Учитель:
– Что вы можете с помощью этих органов чувств?
Дети:
– Слышать, видеть, чувствовать запахи, вкус, размеры .
Учитель:
-Давайте поиграем.
Закроем уши ладошками так, чтобы ничего не слышать. (Изображает разговор по телефону или что-то аналогичное по смыслу, дает детям знак открыть уши.)
Что я сейчас делала? Как вы об этом узнали?
Дети:
– Мы увидели.
Так продолжается дальше, затем учитель объясняет доступно о строении этих органов.
4. Продолжаем знакомиться с органами чувств
Учитель:
- Глаза и уши – органы чувств. А где они находятся?
А где находятся другие органы чувств человека?
Дети:
- На лице
Учитель:
- Посмотрим в словаре, как толкуется слово лицо (обсуждает с детьми многозначность этого слова) .
Но ведь органы чувств есть и у животных, они у них даже лучше развиты.
Дети:
Вспоминают о необыкновенно остром нюхе собаки, зрении орла, слухе кошки, о летучих мышах, которые ориентируются с помощью высокочувствительной кожи, и т.д.
(В беседе подходят к понятию «эмоции» и «состояния»: человек может чувствовать не только холод, вкус, цвет, но и удовольствие, огорчение, радость, гнев, страх, скуку, усталость и т.д.)
5. Домашнее задание
Учитель:
– Нарисуйте себя в различном эмоциональном состоянии.
Второй урок
Ход работы
1. Разминка. «Кто самый-самый?»
В полной тишине учитель очень тихо, отвернувшись от детей, произносит какое-нибудь слово (фразу). Его услышит тот, у кого самый острый слух.
Учитель помещает на доске очень мелкий рисунок. Самый зоркий увидит, что нарисовано. (Можно работать и с оттенками цвета.) Хорошо бы прокомментировать, что человек может развить все, чем обладает: и зрение, и слух, и деликатность, и т.д.
2. Работа со словарем
Учитель:
– Мы все употребляем слово «чувство» и видим, что оно обозначает разные способности людей. Посмотрите, как оно толкуется в словаре.
Дети
Находят слово в словаре. Анализируют оба значения, приходят к мысли: в первом значении мы употребляем слово, когда говорим о зрении и т.д., а во втором - когда говорим о переживании, состоянии человека.
Учитель
Обращает внимание детей на следующее слово в словаре – «чувствительный», а затем напоминает о существовании еще одного интересного слова того же корня - «сочувствие». Рассказывает о физическом механизме зарождения чувств, работе нервной системы.
Глоссарий
№ п/п
Понятие
Определение
1.
Адаптация
(лат. adapto — приспособляю) — процесс приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды.
2.
Аспекты
(от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.
3. ...
Привлечение/отвлечение внимания
Некоторые исследователи полагают, что экспозиция наиболее эффективна в том случае, если внимание пациента полностью направлено на объект фобии, а внутренние и внешние отвлекающие факторы сведены к минимуму. Было проведено несколько исследований с целью изучения роли отвлечения внимания при экспозиции к специфическим объектам страха, од ...
Семейные факторы.
При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов с тревожными расстройствами имели травматический опыт и (или) тяжелое детство; в их семьях наблюдалс ...