Характеристика объекта исследованияСтраница 3
Например, используются следующие виды упражнений: учащимся дается задание: «Предлагаю Вам приятную игру. Вы можете свободно передвигаясь по аудитории, подходить к любому однокласснику или однокласснице и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Смелее, не стесняйтесь, возможно, этот товарищ чем-то помог вам в процессе данной игры, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников игры».[8]
Для этого упражнения иногда используется лирическая музыка. На упражнение отводится 15-20 минут. Целью является пробуждения у детей сознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость от добрых слов.
Для другой тренировки чувства эмпатии класс разбивается на пары. Один из одноклассников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получил плохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».
Данное занятие позволяет ребенку поставить себя на место другого, задуматься о его мыслях, чувствах и мотивах поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легче устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесс социализации.
В ходе другого тренинга, именуемого «Зеркалом» учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.
По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут. Данное игровое занятие в непринужденной форме на невербальном уровне позволяет развивать чувство эмпатии.
Для другого тренинга учащимся пятого класса предлагается записать на карточке 10 различных моральных и психологических качеств, например:
- доброта;
- терпеливость;
- умение сочувствовать;
- помощь одноклассникам;
- прилежность;
- веселость;
- творческие наклонности;
- любознательность, жажда знаний;
- спокойствие, миролюбивость;
- умение слушать.
Список может быть изменен от тренинга к тренингу. При необходимости педагог дает пояснение значений этих качеств. Затем каждый ребенок должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти весь класс, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится - 20 минут.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. Ученики должны четко понять важность каждого качества, проникнутся чужими эмоциями, и осознать необходимость тесного эмоционально-волевого сотрудничества в социуме.
Практический план урока можно рассмотреть на примере урока биологии, проводящего в данной школе и классе.
План урока разработан на два занятия.
Ход работы:
1. Вспомним, что вы делали дома
Учитель:
- Прочитаем, что написано в ваших тетрадях, что такое «эмпатия»?
Дети:
Читают свои записи
«Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как его воспринимает другой, и через это – понять его проблемы, не обидеть его как минимум непониманием, а то и последствиями этого непонимания».
Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впе ...
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности
Споры, дискуссии - это испытание не столько
ума человека, сколько его нравственности.
В.А. Стариченко
Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика стали характерными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд'.
Можно привести в качестве примеров много кр ...
Теоретический анализ проблемы психологического воздействия рекламы на
идентификацию. Понятие идентификации
Идентификация- опознание кого-либо, чего-либо и уподобление, отождествление себя, своих действий с кем-либо, чем-либо.
Идентичный - тождественный, одинаковый [22].
В психологии личности и социальной психологии, «идентификация», определяется как эмоционально-когнитивный процесс «отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой ...