База исследования и анализ результатов исследовательской работы
Страница 2

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » База исследования и анализ результатов исследовательской работы

В ходе анкетного опроса было установлено, что 53% опрошенных школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 38% - регулярно курящих подростков. 40,4 % опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 27,2 % - время от времени прогуливают школу. 75 % опрашиваемых подростков проживают в неполных семьях, что дает нам возможность отнести данных подростков к «группе риска». Так как по данной методике выявлено большое количество подростков, имеющих эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы, то рассмотрим их поподробнее, соотнося при этом с критериями отклоняющегося поведения (данные анкеты) (табл.1).

Тип акцентуации «Опросник Шмишека»

эпилептоидный

лабильный

гипертимный

Критерии отклоняющегося поведения

Неполная семья

49%

66,7%

50 %

Прогулы

20%

28,1%

23%

Алкоголизация подростков

24,8%

20%

26%

Склонность к курению

46%

43%

38%

Склонность к употреблению наркотических веществ

0 %

0%

0%

Возрастная планка сексуальных отношений

16 лет- 95,6%

15 лет – 56%

17 лет – 64%

Конфликтность с родителями, друзьями, учителями

85,7%

100%

87%

По результатам дополнительных шкал, проведенной методики Шмишека определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность. У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у 50 % испытуемых.

Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: опросник Шмишека и анкетирование, можно говорить, что эпилептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, для полноценной социализации ребенка. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции. И здесь возрастает роль медико – психолого - педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно- ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку. Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2 3


Воспитание в игре
Для большинства мальчиков игры являются способом изучения драматургии жизни; включая фантазии о победах и доминировании. Хотя для мальчишек это — своего рода ритуал посвящения, такая игра, в своем крайнем проявлении, может повышать самомнение и способствовать появлению нереалистичного чувства неуязвимости. Некоторые дети с ярко выраженн ...

Методы изучения образа педагога дополнительного образования в сознании подростков
Для исследования психологического образа педагога дополнительного образования в сознании подростков в работе будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера. Проективная методика анализ ...

Программа Т. Гордона
Программа Т. Гордона’’ Тренинг эффективного родителя’’ является наиболее известный и распространенной в разных странах. В модели Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задача работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения: активно слушать, т.е. умение слышать, ч ...