Проблемы адаптации в системе межличностных отношений и самооценки как составляющих возрастного кризиса ранней юности
Страница 2

Материалы по психологии » Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений » Проблемы адаптации в системе межличностных отношений и самооценки как составляющих возрастного кризиса ранней юности

Как отмечается в психологических работах, посвященных данному вопросу (Налчаджян А. А., 1988), проблема адаптации по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.

Так, с точки зрения бихевиоризма, социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В силу того что "проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит", выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. Заметим, что, несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационных процессов, в целом постулируется наличие двух основных направлении, или путей, адаптации, выделение обшей логики которых принадлежит еще 3. Фрейду, а именно — так называемой аллопластической (изменение мира "под себя") и аую-пластической (изменение себя "под мир") адаптации.

Как уже было описано выше, Эриксон основным кризисом юношеского возраста считал кризис идентичности. Идентичность понималась им как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который "происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие". (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).

Канадский психолог Джеймс Марш в 1966 г. выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:

1. Неопределенная размытая идентичность – индивид не выработал четких убеждений

2. Досрочная преждевременная идентификация, если индивид включился в систему отношений несамостоятельно.

3. Этап "моратория" – индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.

4. Достигнутая зрелая идентичность – определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической реализации.

Таким образом, можно заключить, что кризис идентичности связан с проблемой самооценки, самоотношения и меняющимися представлениями об окружающих людях и ценностях. Появляющиеся новообразования в виде нечетких размытых представлений о себе самом, людях, межличностных и других отношениях и своем месте в этих отношениях вносят черты дезадаптивности в поведение юношей и девушек и порождают кризис идентичности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании мы рассматриваем пятый класс общеобразовательной школы 52 г. Екатеринбурга. В классе учатся 27 человек, из них 13 девочек и 14 мальчиков возрастом 11-12 лет. Охарактеризуем каждого из них по отдельности. Первая ученица Абрамова Яна – 12 лет, учиться хорошо, нормально ладит с учителями, немного отчуждена с однокласс ...

Понятие психики.
Традиционно психика опред-ся как св-во жи­вой мате­рии отражать своим состоя­нием окр мир. Пси­хика – вирт сжатие природы, отра­жение объектив­ного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж система. Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся зер­кальным мех кооперированием мира. Псих отобра­же­ние сопровождается отбором инфы, ...

Проксемические особенности невербального общения
Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей. В. Ключевский Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Эксперимента ...