Профессионально важные психологические качества личности и психологическая
структура профессионального роста сотрудниковСтраница 2
n рациональное использование профессиональных способностей личности в интересах достижения целей организации;
n своевременное обеспечение потребностей организации кадрами требуемого уровня квалификации и профессионального опыта;
n создание эффективных стимулов для трудовой отдачи членов коллектива;
n обеспечение относительно стабильного состава трудового коллектива, способного аккумулировать профессиональный опыт и традиции организации;
n обеспечение возможностей самореализации личности в сфере управления;
n достижение более высокого должностного статуса;
n получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;
n развитие профессиональных способностей.
Таким образом, движущими силами профессионального роста личности можно считать «систему объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые профессионально важные свойства и качества личности»[5].
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.
В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
По критерию «отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности» Т.В. Кудрявцев[6] выделяет четыре стадии:
1. Возникновение и формирование профессиональных намерений.
2. Профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности.
3. Вхождение в профессию, активное освоение профессиональной деятельности и нахождение себя в производственном коллективе.
4. Полная реализация личности в профессиональном труде.
По критерию «профессионального ориентирования» обоснована следующая периодизация (Е.А. Климов):[7]
n оптация - период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
n адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней;
n фаза интернала - приобретение профессионального опыта;
n мастерство - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
n фаза авторитета - достижение профессионалом высокой квалификации;
n наставничество - передача профессионалом своего опыта.
По критерию «уровня профессионализма личности» открыты 5 уровней и 9 этапов обсуждаемого процесса (А.К. Маркова)[8]:
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.
По критерию «профессиональной зрелости» представлены пять следующих этапов (Дж. Сьюпер):
Анализ полученных результатов
После подсчета баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, были получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результат диагностики представления о себе (ПС)
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Юрий К.
3
4
3
3
6
5
11
9
Дмитрий Б.
1
5
5
4
10
10
1 ...
Общая характеристика трудностей в учебной деятельности.
Психологический анализ литературы (32) позволил выявить, что различные тестовые методики и замеры, жестко запрограммированные и свободные тесты дают совершенно разные результаты у одних и тех же учащихся.
Для выявления трудностей были использованы следующие методики:
1. Беседы и анкеты:
· частично спонтанная беседа, выявляющая значи ...
Гнев, отвращение, презрение
Гнев, отвращение и презрение - различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся част ...