Профессионально важные психологические качества личности и психологическая
структура профессионального роста сотрудниковСтраница 3
- рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет);
- исследование - апробация своих сил (14-25 лет);
- утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
- поддерживание - создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);
- спад - уменьшение профессиональной активности (65 лет и далее)[9].
«Переход от одной стадии развития к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызвать психической напряженности личности. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности».[10]
Исследователями показано, что наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью[11]. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чаще выступают профессионально важные качества сотрудника.
Профессионально важные качества сотрудников влияют на эффективность осуществления труда, являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, а также сами совершенствуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием. Однако, несмотря на большое значение в психологии профессиональной деятельности, данная дефиниция еще не нашла точного и общепризнанного наполнения. Что относить к профессионально важным качествам личности? На этот вопрос разные авторы дают разные ответы.
Например, исследуя профессионально-важные качества личности, А.Г. Ковалев разработал модель личности, которая объединяет следующие подструктуры: направленность; самосознание и психологические проекции жизненного пути; способности и задатки; темперамент и характер; особенности психических процессов и состояний; опыт личности.[12]
Поляков В.А. профессионально-важными качествами считает:[13]
n общие коммуникативные умения или коммуникативный потенциал личности,
n профессионально значимые умения.
Ладановым И.Д. особо оговариваются такие профессионально значимые умения, как: свободное владение речью; способность быстро и точно воспринимать речь партнера по общению; умение выделять из воспринятого наиболее существенное; умение ставить вопрос; умение кратко и точно отвечать.[14]
Однако наиболее полной, с нашей точки зрения, моделью профессионально-важных качеств личности является профессионализм (обладание необходимым набором профессионально важных психических качеств) (А.К. Маркова).[15] Здесь в мотивационную, волевую, эмоциональную сферы специалиста включаются: мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции; профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала; эмоции, психические состояния, эмоциональный облик; удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом; знание о труде, о профессии; действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей); профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту; профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии; психологические противопоставления, т. е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано; линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Язык как этап развития сознания
Вторым решающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека, является возникнов7ение языка.
"Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…", (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29).
В п ...
Личностные особенности обидчивых детей
Установка на оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам — в характере их восприятия, в особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей, в интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них. Рассмотрим эти особенности подробнее, сравнивая показатели различных ме ...
Типы акцентуаций характера
Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко о ...