Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 7
Следующая важная группа способностей - коммуникативные способности. Они отражают коммуникативную деятельность как деятельность, направленную на установление и развитие целесообразных взаимоотношений и включающую в себя умение устанавливать правильные отношения и перестраивать их в соответствии с развитием личности (Н.В. Кузьмина)[50]. Их преобразующая сущность выражается в том, что формирование коммуникативных умений совершается всегда на основе положительной мотивации. Коммуникативные способности влияют на развитие общих коммуникативных умений или на коммуникативный потенциал личности, на становление профессионально значимых умений (В.А. Поляков).[51]
Под коммуникативным потенциалом личности понимаются свойства личности, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности: потребность в общении; стремление к пониманию людей; умение вообразить себя в психологическом состоянии другого; способность к сопереживанию; способность к стремлению быть понятым партнерами по взаимодействию. Коммуникативные умения - это умения устанавливать взаимоотношения в процессе взаимодействия: навыки культуры и техники речи; достаточный словарный запас; умение убеждать; требовательность; чувство меры в поведении; содержательность речи; тактичность.
В контексте личностного подхода проблема становления мотивационной сферы специалиста в учебном процессе рассматривается как оптимизация и развитие потребностей. В этом смысле предполагается, что основным условием становления мотивации является формирование осознанного отношения к перспективе использования знаний, умений и навыков в профессиональной управленческой деятельности. Необходима взаимосвязь процессов повышения квалификации с жизненными целями и программами руководителей.
Анализируя принципы формирования мотивации профессионального роста, необходимо указать на важность отражения в учебном процессе системы повышения квалификации главного условия гармоничного развития руководителя в целом. Таким условием является соответствие структуры производства структуре профессиональных потребностей. Отсюда - задача формирования у слушателей осознания творческой перспективы управленческой деятельности. Поскольку любая трудовая деятельность имеет определенный смысл и определенное содержание, усиление ее творческого характера непосредственно связано с вопросами мотивации профессионального роста, смысла жизни, мечты. Искаженное их отражение порождает иллюзию эмоций, мышления, чувств и воли, т.е. неизбежно ведет к значительным деформациям личности, искажению ее направленности.
В целом направленность как психическое свойство личности представляет собой систему потребностей - доминант, ценностей, устремлений, преобладающую систему смыслообразующих мотивов, которая выражается в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению[52].
Различают три вида направленности (Б. Басс):
n направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
n направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
n направленность на дело (на задачу) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Каждый из названных типов направленности обязательно присутствует в структуре личности. Вопрос только в том, что именно доминирует, с каким преимуществом и в каком сочетании.
Теоретический анализ понятий. Анализ понятия «темперамент»
Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот уже мы в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту. Но что это все-таки значит и можно ли измен ...
Терминологический словарь
Агрессия
- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4)
Агрессия
- индивидуальное или коллективное поведение или действ ...
Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической
деятельности. Чувство эмпатии и социализация личности
Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.[1]
Психологами выделены три уровня эмпатии:
1-й уровень - самый низкий, это слепота ...