Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 7
Следующая важная группа способностей - коммуникативные способности. Они отражают коммуникативную деятельность как деятельность, направленную на установление и развитие целесообразных взаимоотношений и включающую в себя умение устанавливать правильные отношения и перестраивать их в соответствии с развитием личности (Н.В. Кузьмина)[50]. Их преобразующая сущность выражается в том, что формирование коммуникативных умений совершается всегда на основе положительной мотивации. Коммуникативные способности влияют на развитие общих коммуникативных умений или на коммуникативный потенциал личности, на становление профессионально значимых умений (В.А. Поляков).[51]
Под коммуникативным потенциалом личности понимаются свойства личности, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности: потребность в общении; стремление к пониманию людей; умение вообразить себя в психологическом состоянии другого; способность к сопереживанию; способность к стремлению быть понятым партнерами по взаимодействию. Коммуникативные умения - это умения устанавливать взаимоотношения в процессе взаимодействия: навыки культуры и техники речи; достаточный словарный запас; умение убеждать; требовательность; чувство меры в поведении; содержательность речи; тактичность.
В контексте личностного подхода проблема становления мотивационной сферы специалиста в учебном процессе рассматривается как оптимизация и развитие потребностей. В этом смысле предполагается, что основным условием становления мотивации является формирование осознанного отношения к перспективе использования знаний, умений и навыков в профессиональной управленческой деятельности. Необходима взаимосвязь процессов повышения квалификации с жизненными целями и программами руководителей.
Анализируя принципы формирования мотивации профессионального роста, необходимо указать на важность отражения в учебном процессе системы повышения квалификации главного условия гармоничного развития руководителя в целом. Таким условием является соответствие структуры производства структуре профессиональных потребностей. Отсюда - задача формирования у слушателей осознания творческой перспективы управленческой деятельности. Поскольку любая трудовая деятельность имеет определенный смысл и определенное содержание, усиление ее творческого характера непосредственно связано с вопросами мотивации профессионального роста, смысла жизни, мечты. Искаженное их отражение порождает иллюзию эмоций, мышления, чувств и воли, т.е. неизбежно ведет к значительным деформациям личности, искажению ее направленности.
В целом направленность как психическое свойство личности представляет собой систему потребностей - доминант, ценностей, устремлений, преобладающую систему смыслообразующих мотивов, которая выражается в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению[52].
Различают три вида направленности (Б. Басс):
n направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
n направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
n направленность на дело (на задачу) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Каждый из названных типов направленности обязательно присутствует в структуре личности. Вопрос только в том, что именно доминирует, с каким преимуществом и в каком сочетании.
Прикладная релаксация
Вид релаксации, известный как прикладная релаксация (applied relaxation), позволяет получить обнадеживающие результаты при терапии панических приступов. Прикладная релаксация включает в себя тренинг по прогрессивной мышечной релаксации (ПМР; progressive muscle relaxation, PMR), что важно, пока пациенты не освоят связанную с контроле ...
Анализ полученных результатов
После подсчета баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, были получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результат диагностики представления о себе (ПС)
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Юрий К.
3
4
3
3
6
5
11
9
Дмитрий Б.
1
5
5
4
10
10
1 ...
Коррекционная программа
После проведения диагностики свойств внимания учащегося была составлена коррекционная программа.
Цель – развитие отдельных свойств внимания, отработка и закрепление полученных навыков.
Задачи:
1. Развить способность быть внимательным.
2. Расширить объем внимания.
3. Повысить способность концентрировать внимание.
4. Развить устойчи ...