Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 5
- операциональную сферу, включающую знания о труде и о профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии, и о наличии этих качеств у себя, трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии.
А теперь подробнее остановимся на содержании основных критериев мотивационной сферы - структуре и степени ее устойчивости.
Структура мотивационной сферы представляет сложную и динамическую иерархию мотивов, каждый из которых может быть ведущим.
Исследования выявили следующие предпосылки профессионального роста руководителей - это выраженная направленность на задачу, социальная установка к совместной коллективной деятельности с другими, более выраженная социальная направленность интеллекта. Соответственно судить о наличии мотивов профессионального роста руководителя можно на основе выстраивания ее в следующую иерархическую структуру:
Познавательный мотив связан с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, он выражается в стремлении больше знать и понять, в получении удовольствия при узнавании нового.
Общесоциальный мотив состоит в стремлении получать знания, чтобы стать полезным обществу, - это мотив пользы обществу, другим людям.
Мотив сотрудничества связан с желанием работать вместе с другими и с представлением о том, что деятельность по усвоению новых знаний является продуктивной, если проблемы обсуждаются совместно с преподавателем или в группе.
Мотив совместного достижения - намерение совместно с преподавателем или с группой искать новые пути решения учебно-профессиональных и научных проблем, добиваться вместе продуктивных и значимых результатов.
Мотив творческой деятельности связан с особой привлекательностью творческих задач, видов деятельности, стремлением добиться новых, необычных результатов в работе.
Мотив самоактуализации - стремление человека к максимальному раскрытию и реализации собственных потенциальных возможностей и способностей.
Престижный мотив проявляется в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, соответствовать их социальным ожиданиям, получать одобрение, заслужить у них авторитет, - это стремление показать свои знания и умения другим, чтобы достичь авторитета среди других, желание оправдать надежды, соревновательный мотив.
Прагматический мотив - мотив утилитарного отношения к учению, извлечения из него пользы для удовлетворения в будущем материальных и иных потребностей.
Помимо рассмотренного выше подхода, в психологии выделены также ситуативные, деятельностные, личностные детерминанты изменения мотивации (Ю.М. Орлов):[42]
1. Ситуативные детерминанты: семейные отношения, успех или неудача.
2. Деятельные детерминанты: характер повышения квалификации, тренировка.
3. Личностные детерминанты изменения мотивации: переживание успеха, формирование образа успеха и промежуточных образов через целеобразование, повышение уровня притязаний.
Главное для интеграции названных детерминант в процессе повышения квалификации - это субъект-субъектная основа, на которой оно должно протекать.
Значение такого взаимодействия, предполагающего не умаление личности, ее мотивов и способностей, а глубокую убежденность в своих созидательных возможностях, выделялось в трудах Б.Н. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и др.
Особую роль в развитии мотивации профессионального роста руководителей играют соответствующие способности.
Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Связать проблему способностей с вопросом о развитии - значит признать, с одной стороны, что способности не могут быть насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития[43].
Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и
личностной тревожности подростков. Характеристика испытуемых.
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 32 подростка 12-13 лет, учащиеся 7-х классов обще-образовательной школы № 55 г. Самары. Это ученики двух параллельных классов. Среди которых 17 мальчиков и 15 девочек. В большинстве, за исключением трех, обучались с первого класса вместе. Большинство из них живут в одном рай ...
Приложения
Приложение А
Диагностика по математике в подготовительной к школе группе
1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого
3. Умение использовать для записи сравнения зна ...
Коррекционные родительские группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.
Причины неэффективного родительского отношения:
педагогическая и психологическая неграмотность род ...