Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 4
П.М. Якобсон, подчеркивая необходимость включения учебных мотивов в более широкий контекст деятельности, тем не менее в конкретном анализе внутренней мотивации учебной деятельности ограничивался предметной стороной. Им выделяются следующие типы мотивации:[36]
n отрицательная мотивация: подразумевает побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если человек не будет учиться. Это и есть мотивация учения, которая находится вне самой учебной деятельности и связана с побуждением выбрать из ряда неприятностей "наименьшее зло";
n мотивация, которая связана с мотивами, заложенными вне учебной деятельности, но имеющими положительный характер, и которая определяется весомыми для личности социальными устремлениями.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин также придерживаются мнения о том, что мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность на овладение новыми способами действий. Продуктом функционирования мотивационного компонента, по их мнению, является интерес к учебной деятельности вообще (к содержанию учебного материала, с одной стороны, и к способу добывания знаний, с другой)[37].
А.К. Маркова, исходя из полимотивированности учения, выделяет внутри каждой группы мотивов "широкие" и "узкие". Так, социальные мотивы развиваются от широких (понимание общей значимости учения) к "узким", "позиционным" мотивам "социального сотрудничества" (стремление взаимодействовать и контактировать с товарищами, совместно выполнять задания и т. д.). Социальные мотивы генетически первичны и выполняют смыслообразующую функцию в учебной деятельности. Кроме того, за положительным и отрицательным отношением к учению всегда стоят изменения в структуре мотивационной сферы[38].
Учёные подчеркивают важную роль специально созданных условий в процессе обучения, выбора действенных форм и методов работы, которые, в свою очередь, расширяют мотивационную сферу личности (Р.С. Вайсман, В.Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева, Т. В. Кускунова, Ф. М. Рахматуллина и др.).
В частности, Т. В. Кускунова исследовала развитие мотивов учебной деятельности через анализ содержания учебного предмета и социальных условий, созданных в процессе обучения. При этом выяснилось, что специально организованная работа оказывает положительное влияние на активное повышение познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческой инициативы[39].
Исследование Ф.М. Рахматуллиной показывает, что среди мотивов учения выделяются мотивы социальные. По ее данным, на первых этапах ведущими являются познавательные мотивы, а затем начинают доминировать профессиональные мотивы, отодвигая познавательные мотивы, которые перемещаются на второе место. Социальные мотивы на протяжении всего обучения занимают третье место. По мнению автора, такая структура обусловливает положительное отношение к учебе[40].
Положительное отношение к учёбе со стороны руководителей приводит к глубоким изменениям мотивационно-смысловой сферы, ядром которой является формирование профессиональной управленческой направленности как основного личностного новообразования. Это подтверждает положение о том, что специально организованные условия обучения создают и улучшают процесс повышения квалификации, способствует созданию устойчивых профессиональных интересов, ведет к более яркому проявлению личности в управленческой деятельности, повышает ответственность личности за свою профессиональную судьбу[41].
Становление и развитие мотивации профессионального роста руководителей происходит в ходе систематического обучения как накопление качественных изменений в психике.
Систематическое обучение призвано стимулировать обе стороны психического развития:
- мотивационную сферу, куда входят направленность на труд, трудовые и профессиональные интересы, готовность к труду и к выбору профессии;
Формирование организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что естественно складывается на формировании ее культуры. Однако, две организации, функционирующие в одной и той же среде, могут иметь разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по – разному решают 2 разные проблемы. Первая – внешн ...
Диагностика межличностных отношений дошкольников
Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы им ...
Механизмы психологического воздействия рекламы
Проблема психологических воздействий (или влияний) для психологии рекламы является одной из самых важных, многие психологи и рекламисты считают даже, что и реклам и психологическое воздействие - это по сути дела одно и то же. Так, В.К. Сельченок отмечает, что реклама – это «искусство достижения своего корыстного результата за счет скрыт ...