Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в
самообразовании на различных этапах урокаСтраница 2
Одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю любого предмета целенаправленно и систематически влиять на интересы детей, является самостоятельная работа учеников. Как известно, в психолого-педагогической и методической литературе, несмотря на различие точек зрения на самый термин «самостоятельная работа», большинство исследователей не исключает участия учителей в подготовке и проведении самостоятельной работы.
Известные ученые: М. А. Данилов, Б. П.Есипов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, Р. Г. Лемберг, С. В. Иванов, Н; Г. Дайри, И. Я. Лернер и другие— внесли существенный вклад в теорию и практику научной организации и проведения самостоятельной работы, .позволяющий наметить основные этапы развития и воспитания познавательных интересов [24, c. 65].
Такими этапами при проведении самой работы на уроке можно считать следующие:
1. Подготовительный, на котором учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее более успешного выполнения, предлагает каждому в случае необходимости обращаться к нему за консультацией, а также - пользоваться дополнительной научно-популярной и различной справочной литературой. Разумеется, этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил особое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интереса:
а) помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной творческой работы;
б) постоянное побуждение к этому овладению,
в) создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера.
2. Сам процесс самостоятельной работы ученика на уроке. Учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера (по образцам) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, словарями, и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения, фантазии, основанной на знании смежных предметов, и глубокого овладения системой научных знаний.
3. Итогово-обобщающий, предусматривающий включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.
4. Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования [28, c. 271-273].
Заинтересованность ученика какой-то работой, темой урока, как и внимание школьника к вопросам учителя, его заданиям и объяснению, только создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности в процессе обучения, но не формирует и не развивает ее. Таким фактором, оказывающим решающее воздействие на формирование учебных интересов школьника, является его личная творческая, познавательная активность, самостоятельность и пытливость мысли, потребность в самовоспитании и самообразовании.
Однако, пробудив творческую активность учащихся на первом, подготовительном этапе, учитель не обязательно еще вызывает в дальнейшем процесс познавательной деятельности, обеспечивающий развитие любознательности и формирование разносторонних интересов. Для их возникновения необходимо, наряду с умело отобранным учителем содержанием учебного материала, учесть предшествующую учебную подготовку ученика и темпы его продвижения в учении. Очень важна также помощь каждому ученику в овладении навыками и умениями творческой умственной работы.
Для оказания систематического воздействия на воспитание и развитие общего и специального учебного интереса нужна разработка системы классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное и длительное выполнение [7, c. 88-90].
Систематическое выполнение учениками заданий повышенной трудности, хотя бы по некоторым разделам каждого учебного предмета (например, личные наблюдения за состоянием погоды, составление небольшой программы самообразования, подготовка сообщений, докладов с помощью дополнительной научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий и т. д.), позволит учителю полнее и глубже изучить проявление индивидуальных особенностей подростков в процессе обучения, проникнуть в мир их познавательных процессов, психических свойств и состояний. В процессе этой работы и происходит овладение все более сложными умениями и навыками, приводящими к росту и развитию как познавательной активности ученика, так и его учебных интересов.
Нельзя отрицать необходимости элементарных форм самостоятельной работы на уроке. Но очень важно помнить, что не всякая самостоятельная работа может обеспечить воспитание и развитие интереса.
Иногда это забывают: самостоятельность мысли школьника и тем более его творческую самостоятельность понимают односторонне — только как следствие любой работы, которую ученик выполняет сам или при минимальной помощи учителя [5, c. 281-283].
Структура и содержание образа педагога дополнительного
образования в сознании учеников
Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[6]
Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).
Подростки в первую очередь обращают внимание на культу ...
Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому
Как отмечалось выше, отношение к другому всегда связано с особенностями самосознания ребенка. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Нам всегда важно, как к нам относится другой, какова его реакция на наши обращения и поведение, мы всегда так или ...
Алкогольная анозогнозия
Анозогнозия рассматривается по-разному и как проявление психоорганического синдрома, и как проявление алкогольных изменений личности. Рядом авторов анозогнозия рассматривается как система психологической защиты, причем считается, что защитная функция анозогнозии связана, с одной стороны, с биологической зависимостью от алкоголя, а с дру ...