Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования
Страница 5

Материалы по психологии » Гендерные аспекты брачного поведения » Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования

Результаты изучения ожиданий полоролевой дифференциации в реализации основных семейных функций показали, что мужская роль "защитника" и "кормильца" постепенно транслируется от молодых людей к женской половине, что скорей, соответствует ожиданиям в распределении ролей между "ребенком" и "родителем" (по Э. Берну). Таким образом, женщинами на уровне житейских представлений мужчины воспринимаются как инфантильные субъекты с завышенной самооценкой (что подтверждают результаты тестирования) в личностной и интеллектуальной сферах, но неспособные к реальной ответственности в выполнении семейных обязанностей. Видимо, роль "новой мамы" для девушек мало приемлема, поэтому число их брачных намерений по отношению к представителям мужского пола снижается, а в случае создания семьи вероятность последующего развода возрастает. Полученные результаты, в целом, согласуются с представлениями молодежи о власти в своей будущей семье. В них прослеживается направленность на тип, свойственный, скорей, матриархальной модели взаимоотношений. Данные традиции культивировались и проявлялись в прошлые периоды развития региона, для которых была характерна существенная социально-демографическая диспропорция, связанная с преобладанием женского населения. В семьях того времени, видимо, были сформированы и воспроизводятся по сей день такие модели взаимоотношений мужчин и женщин, которые не ведут к эффективности института семьи в современных условиях.

Представления о будущей семейной жизни могут иметь как рациональное происхождение, связанное с аналитико-синтетическим осмыслением своего будущего, так и эмоционально - образное, когда молодые люди не в достаточной мере сознательно идентифицируют себя как субъекта будущих семейных отношений. В этой связи представления рассматривались с точки зрения степени их рациональности и осознанности. По результатам исследования, юноши в большей мере полагают, что им присущ рационалистичный подход к планированию семейной жизни, что они в достаточной мере осмысливают свое отношение к ней, в то время как у девушек более выражен эмоционально-образный компонент представлений о будущем семейном укладе.

Рис.1 Степень рациональности представлений о будущей семейной жизни

Различия, определяемые по t-критерию Стьюдента, показали статистическую значимость на уроне 1%. Выявлено также небольшое достоверное различие между степенью осознанности представлений о семье (Рис.2). По мнению большинства респондентов обоих полов, они могут представить свою будущую семью, причем юноши - в несколько большей мере, что должно свидетельствовать о наличии у молодежи конкретного образа будущей семьи. Исследование тендерных различий о взглядах на реализацию семейных функций свидетельствует, что лидерские функции в семье не однородны.

Рис.2 Степень осознанности представлений о будущей семейной жизни

Результаты изучения ожиданий полоролевой дифференциации в реализации основных семейных функций в целом, согласуются с представлениями молодежи о власти в своей будущей семье. В них прослеживается направленность на тип, свойственный, скорей, матриархальной модели взаимоотношений.

Брачные намерения зависят, в первую очередь (Ян Щепаньский) от соответствия представлений об идеальном супруге и о реальном молодом человеке - потенциальном партнере по браку. Соответствие идеала и реальности может быть главным мотивирующим фактором, ведущим к созданию молодой семьи.

Девушки главными качествами своего будущего избранника считают (в порядке значимости): любящий; мужественный; искренний; счастливый; обаятельный; сильный; дружелюбный; чистый; не женственный. В образе идеального супруга отсутствуют феминные качества, а преобладают качества моральные, также представлены маскулинные характеристики. Доминируют романтические ожидания, соответствующие стереотипным (литературным, кинематографическим, культурно - историческим) образцам мужчины. Эти представления в реальной жизни находятся в диссонансе с опытом реального взаимодействия с молодыми людьми, представляющими свой регион. Оцениваемая девушками реальность показывает, что мужчины не соответствуют параметрам идеального избранника, прежде всего, расхождение представлено в таких характеристиках как: не любящий; недостаточно мужественный; женственный; недостаточно обаятельный; не вполне сильный; недостаточно добросовестный.

Исходя из результатов, можно сказать, что девушки, имеющие потенциальные брачные намерения, не находят в окружающих молодых людях мужчину их мечты и видят в них излишнюю феминность. Подобные представления являются существенным фактором, препятствующим реализации брачных намерений с тамбовскими молодыми людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Упражнения, направленные на развитие воображения
Незаконченные фигуры Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребё ...

Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка
Успешность учебно-воспитательной работы в существенной мере зависит от того, насколько хорошо учитель знает уровень умственного развития первоклассников. В связи с этим встают задачи диагностики особенностей когнитивного развития ребенка. В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, нап ...

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Можно выделить три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников (2-7 лет). Первая это – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (второй и четвертый годы жизни ребенка). Вторая – ситуативно-деловая форма общения детей со сверстникам ...