ПриложенияСтраница 4
Приложение №5
Комплекс занятий
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.
Методы и приемы: игра, направленная на раскрепощение детей; беседа; проигрывание ситуации; игровое упражнение; игра, направленная на воспитание гуманных отношений.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Ласковое имя».
Цель: способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению к своему имени и к имени другого.
- Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых своих имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.
Появляется Фея (воспитатель или кукла).
Воспитатель:
- Дети, кто это к нам пришел? Давайте спросим, как ее зовут?
- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем-то расстроена, посмотрите на ее печальное лицо. Наверное, ее кто-то обидел. Как же нам узнать? (Фея руками и мимикой показывает, как злой волшебник ее заколдовал, и теперь она не может разговаривать.)
- Нам совсем непонятно. Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей отдохнуть с дороги, пригласим к столу, нальем чаю, покажем ей группу. Но сделать это надо так, чтобы ей было все ясно, т.е. без слов. (Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей.)
- Дети, посмотрите, все-таки опять наша гостья печальная. Давайте ее развеселим: изобразим животных, попытаемся рассказать стихи без слов («Наша Таня громко плачет», «Бычок»).
- Посмотрите, незнакомка улыбнулась.
Фея:
- Здравствуйте, дети! Я Фея-Здравствуйте, хозяйка Страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал меня так, что я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми его чарами, так как вы попытались разговаривать со мной. Оказывается, и без слов можно понимать друг друга. Трудно было вам разговаривать со мной? Что в разговоре вам помогало? (Движения рук, лица, тела.)
- Правильно, дети, очень многое можно сказать при помощи движений рук, лица, тела. А теперь попробуйте отгадать то, что я хочу вам сказать.
Фея:
- здоровается за руку с ребенком;
- подносит к губам палец (знак молчания);
- грозит пальцем;
- аплодирует, сидя на стуле; печально машет рукой.
Фея:
- Молодцы, вы все отгадали. Вот, оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова, а вы меня все равно поняли.
- Дети, а как вы думаете, с кем можно и удобно так разговаривать? (С человеком, у которого сильно болит зуб, с глухим человеком, с человеком, который находится на большом расстоянии). А вам когда-нибудь приходилось с кем-либо так разговаривать?
- Хотите так поговорить друг с другом? (Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло».)
- Представьте, что между вами толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показывать (Фея каждому ребенку говорит на ухо, чтобы он показал «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить .»), а другой группе отгадывать то, что вы увидите.
Фея:
— Дети, вы мне очень понравились. В конце нашей встречи я хочу вам преподнести подарок. (При помощи мимики и жестов изображает, как разрезает большой пирог и угощает кусочком пирога каждого ребенка.)
Воспитатель:
— Дети, давайте, и мы сделаем приятное нашей гостье. Преподнесем ей подарки. Но этот подарок нужно изобразить при помощи выражения своего лица и движений своего тела. (Дети изображают подарок.)
Фея:
— Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными друг к другу и к вашим близким.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.
Материалы и оборудование: запись песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», ларец (шкатулка) с тремя «замками»; запись музыки «Колыбельная»; эскиз дома, окна которого имеют цвет, соответствующий имени каждого ребенка (см. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. -- Нижний Новгород, 1997. -- 656 с.).
Выводы
1.
По интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие дру ...
Приложения
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
В соответствии с результатами теста определяются следующие типы отношения к окружающим:
I. Авторитарный
13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремитс ...
Результаты эмпирического исследования. Анализ
корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Для исследования индивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Таблица 1. Статистические характеристики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
№№
M
S
q
Ад
135 ...