Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Страница 2

Материалы по психологии » Личностная сфера студента - методика Лири » Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследо­вании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями:

доминирование-подчинение,

дружелюбие-агрессивность,

эмоциональность - аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»«, «мои партнеры» и т.д.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Октанты характеризуют следующие психологические тенденции:

I. стремление к лидерству—властность—деспотизм;

II. уверенность в себе—самоуверенность—самовлюбленность;

III. требовательность—непримиримость—жестокость;

IV. скептицизм — упрямство — негативизм;

V. уступчивость — кротость — пассивную подчиняемость;

VI. доверчивость—послушность—зависимость;

VII. добросердечие—несамостоятельность—чрезмерный конформизм;

VIII. отзывчивость—бескорыстие—жертвенность.

Далее приводится регистрационный бланк для фиксации результатов и «ключ» к опроснику для их обработки. Респондент оценивает себя и других, отмечая в регистрационном бланке номера тех характеристик, которые соответствуют его представлениям о себе.

Данные, полученные в результате обработки опросника Лири, отмечают графически на диаграмме.

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, результаты заносятся в электронную таблицу (для обработки практикума можно воспользоваться матрицей в электронной таблице).

Страницы: 1 2 3 4 5


Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.
Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиб ...

Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы. Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению уч ...

Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002). В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является простой суммой ее членов. Эта система обладает способностью изменяться, если входящие в нее члены увидят ...